Наименование образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» муниципального образования Староминский район
Нормативный срок обучения
2 календарных года
Электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии при реализации образовательной программы
не используются
Описание
адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1»
муниципального образования Староминский район
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» муниципального образования Староминский район (далее – Программа) разработана в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 (в редакции приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 года № 31, 8 ноября 2022 года № 955) (далее - ФГОС ДО), федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1022.
Федеральная
адаптированная образовательная программа дошкольного образования является
основополагающим документом Программы.
Содержание и планируемые результаты
(целевые ориентиры), разработанные
муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 1»
муниципального образования Староминский район (далее – ДОО) Программы для обучающихся дошкольного возраста с
задержкой психического развития, соответствуют содержанию и планируемым результатам федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования.
Цели и задачи реализации Программы соответствуют целям и задачам федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования.
Целью Программы является обеспечение
условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав
обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного
образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и
развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цель
Программы достигается через решение следующих задач:
реализация содержания Программы;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся
с задержкой психического развития охрана и укрепление физического и
психического здоровья обучающихся с задержкой психического развития, в том
числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с задержкой психического развития в период дошкольного образования
независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребенка с задержкой психического
развития как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями
(законными представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с задержкой
психического развития, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с задержкой
психического развития;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с задержкой психического развития;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
Содержание Программы обеспечивает физическое и психическое развитие
обучающихся с задержкой психического развития в различных видах деятельности,
охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные
направления обучения и воспитания детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие.
Программа состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть
Программы разработана в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, разработана с учетом парциальной Программы «Ладушки» по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста, И. Каплунова, И. Новоскольцева, Издание второе, дополненное
и переработанное, рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт-Петербург, 2015 г.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
эффективное осуществление комплексного всестороннего музыкального воспитания и развития ребенка: от восприятия музыки к ее исполнению доступными дошкольнику средствами и к творчеству.
Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в
состав которой входят программа коррекционно-развивающей работы, рабочая программа
воспитания, режим дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы
и иные компоненты.
Программа предназначена для работы
с обучающимися с задержкой психического развития от 5 лет до 8 лет и
реализуется в группах компенсирующей направленности. Содержание Программы обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей.
Целью программы коррекционно-развивающей работы ДОО является создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с задержкой психического развития посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы коррекционно-развивающей
работы ДОО:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой
психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии, индивидуально-типологических особенностей познавательной
деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер;
проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в
соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и
коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более
успешного их освоения;
формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность
когнитивной деятельности ребенка за счет совершенствования
сенсорноперцептивной, аналитико-синтетической деятельности, стимуляции
познавательной активности;
целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических
функций и речи;
целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении
различными видами деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и
формирование их структурных компонентов: мотивационного, целевого,
ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного;
создание условий для достижения детьми целевых ориентиров дошкольного
образования на завершающих его этапах;
выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных
образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа
овладения содержанием образования;
осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического
сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии и психолого- педагогического консилиума ДОО.
Рабочая программа
воспитания, являющаяся компонентом Программы, разработана в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования в
целях личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальности и
создания условий для
позитивной социализации детей на основе базовых ценностей российского общества,
предполагающих:
формирование ценностного отношения к
окружающему миру, другим людям, себе;
овладение первичными представлениями о базовых
ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
приобретение первичного опыта деятельности и
поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами,
принятыми в обществе.
В соответствии с Федеральным
календарным планом воспитательной работы, рабочей программой воспитания
разработан календарный план воспитательной работы ДОО. Проведение мероприятий календарного плана
воспитательной работы ДОО запланировано с учетом особенностей Программы, а
также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей
обучающихся.
Приложение