Описание адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» муниципального образования Староминский район
(для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» муниципального образования Староминский район (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 (далее - ФГОС ДО) ), с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7 декабря 2017 года № 6/17), и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цели реализации Программы - построение системы
коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 8 лет, предусматривающей
полную интеграцию действий педагогов образовательной организации и родителей
(законных представителей) воспитанников.
Задачи Программы:
социальная адаптация детей с
нарушениями речи и формирование у них предпосылок учебной деятельности;
овладение детьми самостоятельной,
связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;
охрана и укрепление физического
здоровья детей, обеспечение их
эмоционального благополучия;
формирование позитивного отношения детей к окружающему миру;
консультативно-методическая поддержка
родителей (законных представителей) воспитанников в организации воспитания и
обучения ребенка с нарушениями речи.
Содержание Программы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития
личности ребенка. Программа состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы разработана на
основе Комплексной образовательной
программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой, 3-е издание, переработанное и
дополненное в соответствии с ФГОС ДО – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2018 г.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы
детей, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий,
разработана с учетом парциальной программы по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки», И. Каплунова,
И. Новоскольцева, «Невская нота», г. Санкт-Петербург, 2010 г.
Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В целях личностного развития дошкольников и
создания условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей
российского общества через: формирование ценностного отношения к окружающему
миру, другим людям, себе; овладение первичными представлениями о базовых
ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе,
разработана рабочая программа воспитания образовательной организации.
Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с Примерной
рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы дошкольного образования, разработанной ФГБНУ
«Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 1 июля 2021 № 2/21).
В рабочей программе воспитания образовательной организации задачи
воспитания формируются для каждого возрастного периода на основе планируемых результатов достижения
цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными
действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного
образования.
Задачи воспитания соответствуют основным
направлениям воспитательной работы.
В рабочей программе воспитания образовательной
организации отражены взаимодействие участников образовательных отношений с
учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок.